СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Система охлаждения двигателя вертолета принудитель­ная (рис. 41). Принудительное охлаждение обычно осуще­

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ствляется осевым вентилятором, расположенным в передней части отсека двигателя. Вентилятор получает вращение от двигателя, потребляя при этом около 4% его мощности.

Следует отметить, что на некоторых иностранных верто­летах (например, S-56 Сикорского) охлаждение двигателей осуществляется путем эжекции воздуха выхлопными газами. Эти газы пропускаются через специальные профилированные патрубки — эжекторы, в критическом се­чении которых при этом создается сильное разрежение. Благодаря эффекту разрежения воздух засасывается в си­стему охлаждения двигателя.

Если для охлаждения применяется вентилятор, то на­гнетаемый им воздух обеспечивает охлаждение не только двигателя, но и маслорадиаторов.

Поршневые двигатели воздушного охлаждения, устанав­ливаемые на вертолеты, для уменьшения потерь мощности на охлаждение заключаются в специальный отсек, цилинд­ры их снабжаются специальными дефлекторами и направ­ляющими для подвода холодного воздуха к наиболее нагре­вающимся деталям двигателей.

Вентилятор, нагнетающий воздух в отсек двигателя, для обеспечения наилучшего охлаждения двигателя снабжается обтекателем на входе и спрямляющим аппаратом на вы­ходе.

Установка вентилятора на вертолет должна произво­диться таким образом, чтобы обеспечить длительную безот­казную его работу и нормальное охлаждение двигателя.

На поршневых двигателях вентилятор устанавливается на носок вала двигателя на шлицах. Упорами для посадки служат конуса (как у воздушных винтов), стягивающиеся гайкой. При установке предварительно протираются насухо шлицы вала и втулки вентилятора и проверяется, нет ли за­боин или других повреждений на них и на резьбе носка вала и стягивающей конуса гайке. После этого сопрягае­мые поверхности перечисленных выше деталей и конусов покрываются тонким слоем смазки НК-50 или масла МС-20 (МК-22). На носок вала двигателя последовательно ставятся: передний конус, крыльчатка вентилятора, обе по­ловины заднего конуса, а затем весь этот «пакет» затяги­вается гайкой с моментом затяжки около 30 кгм. Затем, убе­дившись, что вентилятор не имеет ни осевого, ни углового люфтов, нужно законтрить гайку.

Для правильной работы вентилятора большое значение имеет качество балансировки его крыльчатки. Поэтому при установке вентилятора категорически запрещается ударять по нему молотком или каким-либо другим инструментом, чтобы не нарушить балансировку крыльчатки.

В процессе эксплуатации вентилятор подвергается систе­матическому визуальному осмотру; при этом проверяется, нет ли трещин, вмятин, забоин и других механических по­вреждений на лопатках вентилятора или спрямляющего аппарата, а также имеется ли люфт в месте посадки вен­тилятора на валу двигателя. При обнаружении трещин вен­тилятор подлежит замене. На величину забоин устанавли­ваются очень жесткие допуски. Например, для вентилятора вертолета Ми-1 (двигатель АИ-26В) допускаются забоины на кромках лопаток до 2 мм, а на рабочих поверхностях не более 1 мм.

Следует отметить, что трещины на валу двигателя или на втулке вентилятора, возникающие от усталостных напря­жений,— явление в эксплуатации весьма редкое. Отдель­ные случаи появления трещин, имевшие место в эксплуата­ции, объяснялись биениями крыльчатки вентилятора в ре­зультате недостаточно плотной посадки втулки крыльчатки на шлицы вала двигателя.

В процессе эксплуатации в отсек вентилятора вместе с воздухом, поступаемым для охлаждения двигателя, иногда попадают небольшие камни, песок, кусочки льда. При этом вентилятор может быть поврежден (появится трещина или забоина). Прогрессируя по мере наработки, трещина может вызвать разрушение лопаток вентилятора или спрямляющего аппарата.

С целью предупреждения попадания в отсек вентилято­ра посторонних предметов при стоянке вертолета рекомен­дуется жалюзи, открывающие доступ воздуха в отсек, все­гда держать закрытыми.

При регламентных работах на некоторых вертолетах предусматривается дополнительная подтяжка гайки крепле­ния вентилятора на валу двигателя, а также периодическая съемка вентилятора для проверки состояния шлицев и резь­бы на валу двигателя и втулке вентилятора. Так, например, на вертолетах Ми-1 такая съемка предусматривается через каждые 100 час работы двигателя, а подтяжка гайки — после первой пробы двигателя каждый раз при установке вентилятора.

После проведения регламентных работ в отсеке вентиля­тора необходимо тщательно проверить, не осталось ли в отсеке или в месте его расположения кусочков контро — вой проволоки, шайб, шплинтов и других случайно остав­ленных предметов, могущих повредить вентилятор при работе.

Весьма целесообразно употреблять для очистки отсека вентилятора пылесос.